Сейчас Интернет уже пестрит такими заголовками. Но в большинстве статей аббревиатура КХАТ расшифровывается как Киевский Художественный Альтернативный Театр. И это было бы логично, ведь его создали актеры киевских театров и открыли в самом центре древнего города возле Золотых Ворот. Но юристы предупредили, что все названия с упоминанием слова Киев облагаются каким-то особым налогом. Во времена, когда создавался Московский Художественный такого в Москве еще не придумали, поэтому срочным порядком пришлось регистрировать второй вариант эмблемы с той же аббревиатурой но уже с расшифровкой Классический Художественный Альтернативный Театр, что и написано сейчас на афишах. По сути и первый, и второй вариант верны. Но на сегодняшний день все же правильное название этого театра Классический Художественный.
Свое рождение он отпраздновал 13 марта 2011 года в преддверии Международного Дня Театра. В период расцвета экономического кризиса и природных катаклизмов явление довольно редкое, особенно если учесть выбранные театром ориентиры на лучшие классические традиции, художественность и альтернативность главному монополисту нашего времени-торжествующей попсе. Название для сегодняшнего дня тоже довольно необычное, хотя и напоминающее нечто знакомое. Созвучность МХАТу, как оказалось, тоже не случайна-это, как задача, максимум-дорасти до МХАТа, который точно также когда-то открывался, как театральное товарищество и без какой бы то ни было государственной поддержки. Главный принцип новорожденного театра художественный руководитель КХАТа известная телеведущая и автор программ, поэтесса, актриса и режиссер Катарина Синчилло сформулировала так: ”Театр-это храм, где с нами может произойти Чудо. И посещение храма не вызывает агрессию или депрессивное состояние, душевную пустоту, а наоборот дарит духовное очищение-катарсис, светлое настроение и просветленные мысли”. КХАТовцы считают символичным, что их театр открылся и работает в Доме Актера, здание которого построено по проекту выдающегося архитектора Городецкого, является памятником архитектуры и в прошлом караимским храмом. ”Эта театральная площадка уникальна своей энергетикой, — говорит главный режиссер театра заслуженный артист Украины Виктор Кошель, — и она уже сама по себе-готовая сценография, как для спектакля “ДО” по пьесе Катарины Синчилло, которым открылся театр, так и для будущих постановок, которые уже есть в перспективном репертуаре КХАТа. 11 сентября свой Первый театральный сезон мы планируем открыть классической Чеховской “Чайкой”, а второй — современной комедией по пьесе Сергея Киселева и Андрея Рушковского “Еврейские Часы”. Станиславским и Немировичем-Данченко Катарина и Виктор пока еще себя не чувствуют, но очень надеются на появление в их Судьбе теперь современного Саввы Морозова, и в том, что в Украине, и в Киеве в частности, есть и сегодня настоящие меценаты, даже не сомневаются. КХАТ-театр двуязычный, где считают, что Киев — это как раз тот город, где можно позволить себе такую роскошь, как играть и Чехова, и Лесю Украинку на языке оригинала — зритель не обидится, а главное — поймет без перевода. Своей основной аудиторией КХАТ считает духовно зрелых людей, ориентированных на вечные ценности. В большинстве своем — это возрастная категория зрителей 30+. Но открытие театра, которое прошло при полном аншлаге, порадовало обилием молодого зрителя, особенно их просветленные лица после спектакля, и то, что они не спешили расходиться, обсуждая увиденное.
Этот музыкальный спектакль “ДО” вынашивался, как и идея создания самого театра 3 года. Автор пьесы Катарина Синчилло считает ее во многом автобиографичной, поэтому в течении трех лет кардинально отличные друг от друга ее варианты в постановке разных режиссеров и меняющихся актерских составов, шли на сцене театра “Актер”, который оказал большую поддержку в период вынашивания проекта. И только в 2011 году проект собрал вокруг себя настоящих единомышленников, у которых мистическим волшебным образом сложились все пазлы, и на качественно ином уровне удалась не только пьеса и спектакль, но и открытие своего театра. При этом не номинального, а действующего со своим текущим репертуаром и уже со своим зрителем — открытие КХАТа прошло на переаншлаге, не помогли даже все имеющиеся в Доме Актера приставные стулья. Очевидно, сыграло свою роль и то, что театр изначально был создан по просьбе многочисленных поклонников телепроекта “Тридцать солнечных поэзий”, который выходил на государственном телеканале и после закрытия сплотил вокруг себя, как участников, так и зрителей на акциях “Нет духовному геноциду на украинском ТВ”. ”Вот так не было бы счастья, да несчастье помогло!” — говорит актриса и режиссер КХАТа Елена Хижная, — “Хороших актеров в Киеве много, а вот настоящих театральных подвижников, к сожалению, очень мало. Нам всем просто повезло найти друг друга, пройти все трудности и остаться вместе. У нас прекрасный актерский ансамбль, поэтому в спектакле “До” и нет второстепенных ролей. Я, как один из его режиссёров, просто получаю огромное удовольствие от работы с таким актером, как Толик Суханов, или, как актриса, от партнерства с Олей Джигурдой”.
По окончании спектакля началась торжественная часть, посвященная открытию театра.
На День Рождения КХАТа поздравить актеров пришли их коллеги — актеры и режиссеры киевских театров, литераторы, общественные деятели, выдающиеся люди нашей страны, светский бомонд.
В своем выступлении народная артистка Украины Татьяна Стебловская, вытирая нахлынувшие в финале слезы, сравнила всех участников спектакля со светлыми вдохновенными птицами и сказала, что для нее катализатор настоящего искусства- это то, насколько увиденное волнует зрителя или оставляет его равнодушным. Профессор КГУ им. Тараса Шевченко, преподаватель истории украинской литературы, назвал “ДО” драматургией Души. А общественная организация “Грандов Рейтингов и Номинаций” наградила Двенадцатилучевой Звездой “Кредо” основателей КХАТа — заслуженного артиста Виктора Кошеля (на открытии театра) и Катарину Синчилло (на премьере спектакля “ДО”) за личный весомый вклад в развитие общества. Такой наградой в свое время были удостоены Монсерат Кабалье, Пьер Ришар, Богдан Ступка, Борис Патон, Иосиф Кобзон, Бил Клинтон, Шимон Перес, Гари Мур, Билл Гейтс, Стивен Спилберг, Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый, Королева Англии Елизавета Вторая.
Но главным все же для любого театра всегда было и будет мнение зрителя. И вот какие комментарии и отзывы после спектаклей КХАТа нам удалось разыскать в Интернете:
Стас и Мила 26.02.11 13:37
Мы получили огромнейшее удовольствие, все эти дни пребываем в каком-то светлом настроении. Настоящее искусство не требует интерпретаций, но не запрещает признания. Все актеры – блистательны в своей искренности и красоте. Главное, — вы служите людям, а не Мамоне. Катарсис и новые силы – вот эффект от ваших театральных представлений. Дай Бог созидать вам с неиссякаемым желанием и пусть талант ваш множится на сцене и в сердцах зрителей.
Еще раз браво и спасибо! С нетерпением ожидаем новых представлений.
Надя 26.02.11 13:53
Спасибо, это было потрясающе!
Ира 15.03.11 22:21
Сказочный спектакль и чудесная игра! 10 апреля пойду ещё раз
Надежда,Андрей & Co
Гість 26.02.2011, 14:42
Очень хорошо, что есть возможность поделиться переполняющими меня и моих друзей впечатлениями об этом явлении в театральной жизни Киева. Я лично завтра иду второй раз на этот спектакль, зарядиться этим светлым чувством на всю последующую неделю! Жаль, что в нашем искусстве очень мало сейчас настоящего искусства и таких спктаклей, я бы ходила каждый день.
Марго
Гість 01.03.2011, 10:22
Дуже важко знайти інформацію про цю виставу і розклад. Мені сказали, вона йде щомісяця у Будинку Актора. Підкажіть, будь ласка, де можна придбати квитки.
Людмила
Гість 14.03.2011, 16:04
Спасибо за сказочный вечер и за чудесную игру! Меня уже давно так сильно ничто не впечатляло. Сегодня проснулась с мыслью о пережитом вчера.
Андрей | |
Дата: | 01 March 11, 10:40 |
Этот спектакль — лучшее из всего, что я видел за последнее время в Киеве.