Сегодня в арт-галерее «ВЫСОЦКИЙ» произошло удивительное событие:
за неполные пять дней драгомановские студенты-культурологи второго курса,
будучи на практике у куратора Лизы Логиновой, организовали выступление
известного у нас театра КХАТ. Я просто подала идею, дальше ребята справились
сами, проявив себя как блестящие арт-кураторы. Честно скажу: мне бы не удалось
за считанные часы-сутки собрать полный зал по 150 гривен за билет. Речь идет о
пьесе Неды Нежданной «Тот, кто открывает двери», инсценизированной
Виктором Кошелем и Катариной Синчилло в жанре мистической комедии. Я бы
добавила: с двойным кодом смешного возвышенного и, как минимум, четырьмя
планами: социально-бытовым, политическим, философским и эзотерическим. Не
столько Хэллоуин, сколько Булгаков.
Две женщины. Одну играет мужчина. Первый жест — на сцене коту наливают
молоко. Два трупа. Одна попадает в морг, умерев от перепоя, вторая получает
инфаркт. Первая — гулёна и алкоголичка. Вторая — медсестра в тот же морге с
вечными каплями, бабьими журналами и нездоровым интересом к покойникам. Морг
превращается в чистилище. Появляется Проводник — типичный линчевский
Человек-Загадка (молчаливая роль Вити Кошеля), впоследствии —
трансформированный в образ Отца. Дам побуждают найти выход из закрытого
помещения морга, но они упорно не могут узнать Того, кто открывает Дверь, — они
отторгают реальность своей смерти. За время спектакля они последовательно
умудряются побывать в роли жертв ядерного взрыва, девушек, пленённых на
сексуальной почве, приспособленок под правый и левый путчи, пациенток психушки
и т.д. В их глазах дверь должен открыть, кто угодно: бандит, главврач,
американский агент, полисмен, вождь партии, — но только не их совесть, которая
есть Бог. Женщины ведут себя, как нынешняя Родина: лукавят, приспосабливаются
под обстоятельства, дерутся за кусок сала, ждут внешнего обозначения, надеясь
на подтверждение своего бытия со стороны Другого. Но номинации не происходит,
высшие силы дают им полную свободу самоопределения, то есть — абсолютную в
своем гротеске трагедию идентичности. И пока героини не понимают, что высшая
свобода — в любви, освобождения не наступает. Они «живут» в
воображаемой тюрьме, вытесняя опыт Границы. Дверь открывают они сами. Спектакль
завершается архаическим ритуалом искупительной жертвы: проводник (или Бог?)
выливает себе на голову предназначенное коту молоко, что и спасает девушек, одна
из которых совершила в своей жизни единственный хороший поступок — дала усатому
поесть. Спектакль сыгран в наивной эмоциональной манере с элементами балагана,
фолка и гоголевщины, на грани трагического и смешного, модерного гротеска и
постмодерного травести. Пластика и экспрессия Катарины на сцене завораживали.
Особо порадовали студенты — будущие арт-кураторы. Я поздравляю Аню Кущеву и Иру Мартынюк с приглашением на стажировку в КХАТ. На фото мы все — в гримерке и вполне счастливы. Огромное спасибо, Катарина, Витя, Валера, Лиза, Ира, Аня. Достойное начало карьеры культуролога — и поддержка наших любимых артистов. Ощущаю запах Таганки прям)